Положение о домашнем задании

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.Д. НУЖНОГО
CОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 43 г. Ставрополя
имени Героя РФ В.Д. Нужного
протокол № ___________________
«____» ______________ 20____ год

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СОШ № 43 г. Ставрополя
имени Героя РФ В.Д. Нужного
_______________ Т.В. Измайлова
«____» ______________ 20____ год

ПОЛОЖЕНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
МБОУ СОШ № 43 г. Ставрополя имени Героя РФ В.Д. Нужного
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет содержание, виды, объем, периодичность проверки
домашнего задания в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школы № 43 г. Ставрополя имени Героя РФ В.Д. Нужного (далее Школа).
1.2. Положение разработано в соответствии:
– с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Порядком, утвержденным приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442;
– санитарными
правилами СП 2.4.3648–20, утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020;
– федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
– федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
– федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
– письмом Минобрнауки России от 18.06.2015 № НТ-670/08 «О направлении
методических рекомендаций».
2. Виды домашнего задания
2.1. Домашнее задание является частью реализации основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования и одной из форм организации образовательного
процесса. Домашнее задание – это самостоятельное выполнение обучающимся заданий учителя
по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала, применению его
на практике, развитию творческих способностей и совершенствованию учебных умений
и навыков.
2.2. Виды домашнего задания:
– общее: домашнее задание одинакового содержания, предлагаемое всем обучающимся
класса одновременно;
– индивидуальное: домашнее задание для отдельных обучающихся, учитывающее
их индивидуальные особенности и уровень сформированности познавательных
мотивов;
– групповое: домашнее задание, поручаемое группе обучающихся для совместного
выполнения;
– дифференцированное: домашнее задание, которое ориентировано на разные уровни
овладения предметным содержанием (базовый, повышенный, творческий);

2

творческое: домашнее задание, в результате которого ребенок создает собственный
текст культуры, который содержит любые знаковые системы: речевые тексты
(устные, письменные на разных носителях), результаты практических заданий,
связанных с моделированием, действиями с предметами, окружающими ребенка
в повседневной жизни.
Домашнее задание может быть обязательным для выполнения всеми обучающимися
и дополнительным, необязательным, выполняемым обучающимся по его желанию.
2.3. Индивидуальные и групповые домашние задания могут быть рассчитаны
на преодоление пробелов в знаниях обучающихся по отдельным темам, на выработку
практических умений и навыков, содержать задания повышенной трудности с целью развития
способностей обучающихся.
2.4. Творческие задания направлены на развитие общеучебных компетенций, а также
творческих способностей обучающихся. Временные рамки выполнения творческих домашних
заданий (кроссворд, ребус, модель, сообщение, сочинение, исследование, проект)
составляют не менее недели и не более одного задания в месяц на одного обучающегося.
2.5. Дифференцированные задания предполагают самостоятельный выбор обучающимися
задания из набора заданий, предложенных учителем.
–

3. Требования к объему, содержанию и сложности домашнего задания
3.1. При планировании домашнего задания учитель должен учитывать следующие
параметры:
– объем домашнего задания по учебному предмету (устной и письменной);
– его содержание;
– сложность предлагаемой работы.
3.2. Объем домашних заданий
3.2.1. Домашнее задание не должно превышать 1/3 объема классной работы
по предметам с учетом возможности их выполнения в пределах, установленных пунктом 25
Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442:
– во 2-м и 3-м классах – 1,5 ч;
– в 4-м и 5-м – 2 ч;
– в 6-м, 7-м и 8-м – 2,5 ч;
– в 9-м, 10-м и 11-м – до 3,5 ч.
3.2.2. Домашнее задание по технологии, изобразительному искусству, черчению,
музыке, мировой художественной культуре дается только в виде творческих работ (кроме
исследовательских работ и рефератов).
3.2.3. Домашнее задание по физической культуре носит рекомендательный характер
в виде практических упражнений.
3.2.4. На выходные дни домашние задания не задаются во 2–5-х классах (кроме
предметов, на изучение которых отводится 1 или 2 учебных часа в неделю).
3.2.5. В 10-11-х классах, обучающихся по учебным планам всех профилей, кроме
универсального, домашнее задание обязательно задается по учебным предметам, по которым
обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию (русский язык, математика),
профильным учебным предметам и учебным предметам, поддерживающим профиль.
3.2.6. Объем конкретного домашнего задания определяется учителем в соответствии
с рабочей программой по учебному предмету, профилем класса, степенью подготовленности
класса, с учетом требований к дозированию домашнего задания, описанных в приложении 1
к настоящему Положению.
3.3. Содержание домашнего задания
3.3.1. Домашние задания должны быть тесно связаны с классным занятием, по своему
содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки
следующего.
3.3.2. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными.
3.3.3. Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию
обучающихся, но не точной копией выполненных в классе.

3

3.3.4. Учителю необходимо проводить инструктаж по выполнению домашнего задания.
Необходимые разъяснения должны оставлять обучающемуся возможность творчества в решении
вопросов, задач, увеличивая интерес к заданию.
3.3.5. Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие
от обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать информацию,
устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные
знания в новых ситуациях.
3.4. Сложность домашнего задания
3.4.1. Домашние задания отличаются различной степенью сложности. Сложными
являются задания творческого характера, проблемные, с поисковыми задачами. Планируя
домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание
является сложным для обучающегося.
3.4.2. Творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у обучающихся
уже есть достаточные знания и умения по учебному предмету, опыт творческой деятельности.
3.4.3. Необходимо предлагать дифференцированные задания, предоставляя
обучающимся право и возможность выбирать тот уровень заданий, который соответствует
их потребностям, интересам, способностям.
3.4.4. На выполнение творческих заданий давать не меньше недели, чтобы ученик смог
распределить свое время, избежать перегрузки.
3.5. Фиксация объема домашнего задания
3.5.1. Учителя дублируют запись домашнего задания в специальную форму фиксации
домашнего задания класса (приложение 2).
3.5.2. Дополнительная фиксация домашнего задания в форме выполняется с целью
определения уровня общей загруженности обучающихся класса.
3.5.3. В случае обнаружения в форме фиксации превышения допустимого времени
на выполнение домашнего задания в астрономических часах учитель отменяет домашнее задание
либо договаривается с коллегами о коррекции объема домашнего задания по другим предметам.
4. Особенности нормирования домашнего задания при дистанционном обучении
4.1. При планировании домашнего задания учитель должен учитывать не только пункт 3.1
настоящего Положения, но и нормы нахождения ученика перед монитором компьютера,
установленные пунктом 2.10.2 СП 2.4.3648–20.
В:
– 1 – 2-м классе – 20 минут;
– 3 – 4-м – 25 минут;
– 5 – 9-м – 30 минут;
– 10 – 11-м – 35 минут.
4.2. Сроки выдачи домашних заданий
4.2.1. Педагог отправляет учебные задания учащимся один раз в день. Не допускается
рассылать учебные задания по отсутствующему в расписании предмету.
4.2.2. Если учебный предмет стоит в расписании один раз в неделю, то учитель должен
выслать домашнее задание в день проведения урока не позднее 17:00.
4.2.3. Если учебный предмет стоит в расписании два дня подряд или через день,
то учитель должен выслать домашнее задание в день проведения урока не позднее 14:00.
4.3. Временные рамки выполнения учащимися домашнего задания
4.3.1. Если учебный предмет стоит в расписании один раз в неделю, то ученик вправе
выполнять его три календарных дня. Отправить выполненное домашнее задание
нужно не позднее 15:00.
4.3.2. Если учебный предмет стоит в расписании два дня подряд, то ученик должен
выполнить его в этот же день до 18:00.
4.3.3. Если учебный предмет стоит в расписании через день, то ученик вправе выполнить
домашнее задание по этому предмету на следующий день и выслать его учителю не позднее
16:00.

4

4.4. Проверка домашнего задания проводится учителем согласно разделам 5 и 8 настоящего
Положения.
4.5. Все домашние задания фиксируются в единой форме фиксации (приложение 3).
5. Проверка и оценка домашнего задания
5.1. Проверка домашнего задания является обязательной частью урока и учитывается учителем
при планировании урока.
5.2. Периодичность проверки письменных домашних заданий определяется учителем,
но не реже нижеперечисленной:
– в классах начальной школы, первом полугодии 5-го класса домашнее задание
по русскому языку и математике проверяется ежедневно;
– со второго полугодия 5-го класса, в 6-9-х классах домашнее задание по русскому
языку и математике может проверяться выборочно, но не реже одного раза
в неделю у каждого обучающегося;
– в 10-11-х классах домашнее задание по русскому языку и математике проверяется
выборочно, но не реже одного раза в месяц у каждого обучающегося;
– по всем предметам (кроме русского языка и литературы) в 5–8-х классах письменное
домашнее задание проверяется два раза в месяц, в 9-11-х классах – один раз в месяц.
5.3. Информация об отсутствии записей о домашнем задании в дневнике обучающего или
невыполнении обучающимся домашних заданий своевременно доводится до родителей
обучающегося классным руководителем.
5.4. Все домашние творческие письменные работы обучающихся проверяются
в обязательном порядке. Ежеурочно проверяется домашнее задание у слабоуспевающих
обучающихся по учебному предмету.
5.5. По итогам проверки письменных домашних работ выставляются оценки в тетрадь.
За выполнение письменных дифференцированных, творческих, индивидуальных, групповых
домашних работ оценки выставляются в классный журнал. По итогам проверки устных
домашних заданий оценки выставляются по усмотрению учителя.
5.6. Информация о домашнем задании фиксируется учителем в классном журнале
на странице предмета и в дневнике обучающегося в день его выдачи.
6. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию на разных уровнях
образования
6.1. Требования к домашнему заданию на уровне начального общего образования.
6.1.1. Необходимость домашнего задания должна быть обоснованна. Если учитель может
организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал
на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.
6.1.2. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже
выполнялись обучающимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть
посильным для большинства учащихся класса.
6.1.3. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или
несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
6.1.4. Содержание задания должно быть понятно каждому обучающемуся.
6.1.5. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично
индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
6.1.6. Домашнее задание может быть общим, дифференцированным и индивидуальным.
6.1.7. Дозирование домашнего задания необходимо контролировать в соответствии
с таблицей 1 (приложение 1).
6.2. Требования к домашнему заданию на уровне основного общего образования
6.2.1. Увеличивается объем материала для домашней работы по сравнению с уровнем
начального общего образования.
6.2.2. От обучающихся требуются более разнообразные умения самостоятельной
работы: умение работать с книгой, работать с картой, делать зарисовки и пр. Наряду с учебником

5

обучающиеся должны использовать дополнительные источники информации (тексты
художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы).
6.2.3. Домашние задания должны быть нацелены на обучение нестандартным способам
решения проблем, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной
деятельности.
6.2.4. Дозирование домашнего задания контролируется в соответствии с таблицей 2
(приложение 1).
6.3. Требования к домашнему заданию на уровне среднего общего образования.
6.3.1. Домашние задания дифференцированы по двум направлениям: уровневому
и профильному.
Уровневая дифференциация предполагает разделение класса на несколько групп
в соответствии
с достижением
обучающимися
уровня
обязательной
подготовки.
Индивидуализация домашних заданий может быть достигнута путем увеличения числа задач
и упражнений для обучающихся какой-либо группы класса.
Профильная дифференциация предполагает изменение форм выполнения домашнего
задания. Ориентация на выполнение заданий с ошибками рассуждений или записей;
рассмотрение задач с лишними или недостающими данными; создание педагогических
программных средств по информатике и другим учебным предметам (обучающие программы,
компьютерные тесты, презентации, web-сайты и т. д.); написание стихов, рассказов, сказок,
сочинений по изучаемой теме; создание материалов для кабинета (плакаты, стенды, наглядные
пособия и т. д.).
6.3.2. Домашние задания большего объема (домашние сочинения, рефераты,
тренировочные контрольные работы и другие аналогичные задания) в качестве обязательных
заданий должны учитываться всеми педагогами и на период их выполнения объем домашнего
задания по другим учебным предметам подлежит сокращению.
6.3.3. Наиболее трудоемкие задания, как, например, подбор примеров на определенное
правило, составление схем, таблиц, необходимо давать без других заданий, обязательно
с предварительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных заданий,
с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
6.3.4. Устные упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что
увеличивает объем работы.
7. Контроль за характером, объемом, интенсивностью домашних заданий
7.1. Контроль организации и дозировки домашней учебной работы осуществляется
на уровне управления Школой.
7.2. На уровне управления Школой
7.2.1. Мнение управляющего совета по вопросам управления Школой, в том числе
и по соблюдению нормативов в отношении домашнего задания, должно быть учтено
в соответствии с уставом школы.
7.2.2. Контроль деятельности учителя, в том числе в части организации домашнего
задания, осуществляется заместителем директора по УВР на основе настоящего Положения
и Положения о системе оценки качества знаний по нескольким направлениям:
– объем и степень сложности домашнего задания (проводится в соответствии
с уровнем подготовленности обучающихся);
– своевременность фиксации домашнего задания учителем в электронном журнале
и форме фиксации;
– соблюдение требований дозирования и организации домашнего задания;
– определение эффективности домашнего задания и перегрузки обучающихся.
7.2.3. Предметом контроля являются классные журналы, электронные журналы, форма
фиксации, дневники и тетради обучающихся. По результатам контроля заместителем директора
школы по УВР составляется аналитическая справка о деятельности учителя по вопросам
организации домашнего задания.

6

8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о домашнем задании является нормативным локальным актом
организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом
Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора образовательной организации.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 8.1. данного Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».