Положение о профильных классах

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.Д. НУЖНОГО

ОБСУЖДЕНО И УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ № 43 г. Ставрополя
имени Героя РФ В.Д. Нужного
протокол № ____________________
«_____» ______________ 20______г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СОШ № 43 г. Ставрополя
имени Героя РФ В.Д. Нужного
_____________Т.В. Измайлова
«____» _____________ 20____г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССАХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
МБОУ СОШ № 43 г. Ставрополя имени Героя РФ В.Д. Нужного

1. Общие положения
1.1. Данное Положение разработано в соответствии с:
 Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года;
 Приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
 Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021
года;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 с изменениями от 11 декабря 2020 года;
 приказом Минобразования России от 18.07.2002 № 2783 "Об утверждении
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования";
 Уставом общеобразовательной организации;
 другими
нормативными
правовыми
актами
Российской
Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.2. Положение устанавливает порядок приема и отчисления обучающихся,
регламентирует содержание и организацию образовательной деятельности классов
профильного обучения, их комплектование в результате индивидуального отбора в
общеобразовательной организации.
1.3. К классам профильного обучения относятся классы обучающихся старшей ступени
обучения (10-11 классы) с ориентацией на определенную сферу деятельности, развитие
профессионального самоопределения.
1.4. При определении профилей обучения, реализуемых школой, основными условиями
являются:

2
 социальный запрос (в т.ч. учет индивидуальных потребностей);
 кадровые возможности школы;
 материальная база школы;
 перспективы получения профессионального образования выпускниками.
1.5. Основные задачи создания классов профильного обучения:
 предоставление обучающимся оптимальных условий для получения среднего
общего образования;
 обеспечение непрерывности среднего общего образования;
 обеспечение расширенного уровня овладения знаниями и умениями по
профилирующим дисциплинам;
 создание условий для развития творческих способностей обучающихся в
соответствии с их интересами и наклонностями;
 осуществление профилизации, воспитание устойчивого интереса к избранному
профилю;
 обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием,
более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего
профессионального образования.
1.6. Открытие и закрытие классов профильного обучения производится приказом по
школе на основании решения Педагогического совета школы. При закрытии класса
профильного обучения обучающимся гарантируется продолжение обучения и получения
образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
по программам базового уровня.
1.7. Выпускники основной школы и их родители (законные представители), выбирают
профиль обучения, исходя из предлагаемых школой вариантов учебного плана. Учебный план
10-11 классов школы формируется на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования».
1.8. Школа несет ответственность перед обучающимися, их родителями, государством и
учредителем за реализацию конституционного права граждан на образование, соответствие
выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям обучающихся,
качество обучения, отвечающее требованиям, предъявляемым к профильному обучению.
2. Порядок приема и отчисления обучающихся классов профильного обучения
2.1. Комплектование 10 классов профильного обучения осуществляется из выпускников
9 классов, которые проживают на территории, закрепленной органами местного
самоуправления за школой и имеющих право на получение общего образования
соответствующего уровня, в летний период перед началом учебного года в сроки,
установленные школой, по результатам индивидуального отбора при приеме обучающихся в
профильные классы (см. Положение о порядке организации индивидуального отбора при
приеме обучающихся в профильные классы).
2.2. Образец заявления о приеме на обучение размещается общеобразовательной
организацией на информационном стенде школы и официальном сайте в сети Интернет.
В заявлении родителями (законными представителями) поступающего указываются
следующие сведения:
 фамилия, имя, отчество (при наличии) поступающего;
 дата рождения поступающего;
 адрес места жительства и (или) адрес места пребывания поступающего;
 фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя (ей) (законного (ых) представителя
(ей) поступающего;
 адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя (ей) (законного
(ых) представителя (ей) поступающего;
 адрес (а) электронной почты, номер (а) телефона (ов) (при наличии) родителя (ей)
(законного (ых) представителя (ей) поступающего;

3
 о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного права
приема в профильный класс (п.2.9);
 о потребности поступающего в обучении по адаптированной образовательной
программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и
воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при
наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации;
 согласие родителя (ей) (законного (ых) представителя (ей) ребенка на обучение
ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости
обучения ребенка по адаптированной образовательной программе);
 согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по
адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения
указанного поступающего по адаптированной образовательной программе);
 язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков
народов Российской Федерации или на иностранном языке);
 родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации
права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в
том числе русского языка как родного языка);
 государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления
общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка
республики Российской Федерации);
 факт ознакомления родителя (ей) (законного (ых) представителя (ей) ребенка или
поступающего с Уставом, с лицензией на осуществление образовательной
деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с
общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими
организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности
обучающихся (Часть 2 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
 согласие родителя (ей) (законного (ых) представителя(ей) поступающего на
обработку персональных данных (Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля
2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных").
2.3. При зачислении в профильный класс родители (законные представители)
выпускников 9-х классов представляют в школу следующие документы:
 заявление о приеме на имя директора школы (с указанием профиля обучения);
 оригинал аттестата об основном общем образовании гражданина;
 справка о результатах ГИА по программам основного общего образования
гражданина (для обучающихся, подающих заявление из других школ);
 документы, подтверждающие учебные, интеллектуальные, творческие, спортивные
достижения (призовые места) по соответствующим учебным предметам, в
олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях различного уровня (портфолио).
2.4. Заявление о приеме на обучение и документы для приема на обучение подаются
одним из следующих способов:
 лично родителем (законным представителем) поступающего в общеобразовательную
организацию;
 через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с
уведомлением о вручении;
 в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в
электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением
машиночитаемого распознавания его реквизитов) посредством электронной почты
общеобразовательной организации или электронной информационной системы
общеобразовательной организации, в том числе с использованием функционала

4
официального сайта общеобразовательной организации в сети Интернет или иным
способом с использованием сети Интернет;
 с использованием функционала (сервисов) региональных порталов государственных
и муниципальных услуг, являющихся государственными информационными
системами
субъектов
Российской
Федерации,
созданными
органами
государственной власти субъектов Российской Федерации (при наличии).
2.5. Информирование обучающихся, родителей (законных представителей)
обучающихся о квоте (с учетом муниципального задания), установленной для
приема (перевода) обучающихся, сроках проведения индивидуального отбора
обучающихся, месте подачи заявлений родителями (законными представителями)
обучающихся, перечне документов, предъявляемых для участия в индивидуальном
отборе обучающихся, и процедуре индивидуального отбора осуществляется школой,
в том числе через официальный сайт и информационные стенды школы не позднее
15 марта текущего года. Дополнительное информирование может осуществляться
через средства массовой информации.
2.6.Для организации и проведения индивидуального отбора обучающихся школой
ежегодно создаются приемная, предметные и конфликтная комиссии, порядок создания и
организация работы которых регламентируется соответствующими положениями.
2.7. Родители (законные представители) обучающихся подают заявление на имя
директора школы не позднее 10 дней до даты начала проведения индивидуального отбора.
2.8. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на
русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в образовательной организации.
2.9. Преимущественным правом зачисления в класс профильного обучения обладают
следующие категории поступающих:
1) победители и призеры Всероссийских, муниципальных и региональных олимпиад по
предметам профильного обучения;
2) участники региональных конкурсов научно-исследовательских работ или проектов
по предметам профильного обучения;
3) обучающиеся, принимаемые в образовательную организацию в порядке перевода из
другой образовательной организации, если они получали основное общее или
среднее общее образование в классе с углубленным изучением соответствующих
отдельных учебных предметов либо в классе соответствующего профильного
обучения;
4) имеющие по итогам учебного года за 9-й класс средний балл аттестата об основном
общем образовании не ниже 4,4;
5) обладатели похвальных грамот «За особые успехи в изучении отдельных предметов»
(по профильным предметам);
6) выпускники 9-х классов образовательных организаций, получившие по итогам
государственной итоговой аттестации положительные отметки («4» и «5» баллов) по
профильным учебным предметам.
2.10. Зачисление поступающих осуществляется на основании протокола приемной
комиссии по результатам индивидуального отбора и оформляется приказом руководителя
образовательной организации не позднее 10 дней до начала учебного года.
2.11. Информация об итогах индивидуального отбора и зачислении доводится до
сведения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся посредством
размещения на официальном сайте и информационных стендах образовательной организации
не позднее трех дней после даты зачисления.
2.12. Отказ по результатам индивидуального отбора обучающихся в приеме в 10-ый
класс для профильного обучения не является основанием для отказа в приеме в
образовательную организацию граждан, имеющих право на получение среднего общего
образования и проживающих на территории, за которой закреплена образовательная
организация.

5
2.13. За обучающимися классов профильного обучения сохраняется право перевода в
классы непрофильного обучения (при их наличии). Перевод осуществляется на основании
заявления родителей (законных представителей) обучающегося и решения уполномоченного
коллегиального органа образовательной организации.
2.14. Отчисление (перевод) обучающихся из профильных классов возможны:
 в связи с получением образования (завершением обучения);
 по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося, в т.ч. в случае перевода обучающегося для
продолжения освоения образовательной программы в другой организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
 в случае установления нарушения порядка приема в общеобразовательную
организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в
организацию (согласно п.2 ч. 2 ст. 61 ФЗ «Об образовании в РФ»);
 за неисполнение или нарушение Устава организации, осуществляющей
образовательную деятельность, Правил внутреннего распорядка, или иных
локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности;
 в случае неуспешного обучения по профильным предметам по результатам
успеваемости по итогам полугодия, учебного года.
 по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося и школы, в т.ч. в случае
ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.15. Отчисление обучающихся из классов профильного обучения оформляется приказом
директора школы.
2.16. При поступлении в профильный класс знакомство обучающихся, их родителей
(законных представителей) с Положением о классах профильного обучения, учебным планом,
со
всеми
документами,
регламентирующими
образовательную
деятельность
в
общеобразовательной организации производится до приема заявлений.
2.17. Число обучающихся в классе профильного обучения не должно превышать 25
человек.
2.18. Выпускникам профильных классов выдается документ о среднем общем
образовании с указанием предметов профильных дисциплин.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4000

3. Содержание и организация образовательной деятельности
3.1. Содержание и организация образовательной деятельности в классах профильного
обучения строится на основе учебного плана школы, образовательной программы школы
среднего общего образования.
3.2. Нагрузка обучающихся в классе профильного обучения не должна превышать
максимального объема учебной нагрузки, установленной ФГОС среднего общего образования,
также требований санитарных норм и правил. Режим занятий обучающихся определяется
учебным планом и расписанием занятий.
3.3. Любой профиль состоит из набора базовых предметов и профильных предметов.
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план содержит 11 (12)
учебных предметов и предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой
предметной области, определенной ФГОС среднего общего образования.
Учебный план, независимо от профиля обучения, в обязательном порядке содержит
учебные предметы: Русский язык, Литература, Родной язык, Родная литература, Иностранный
язык, Математика, История (или Россия в мире), Физическая культура, ОБЖ, Астрономия.
Учебный план профиля обучения содержит не менее 3 (4) учебных предметов на
углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и
(или) смежной с ней предметной области. В учебном плане предусматривается выполнение
обучающимися индивидуального проекта.
3.4. Преподавание профильных предметов (курсов) ведется по программам,
разработанным в соответствии с примерными программами Министерства просвещения РФ,

6
или по авторским программам, утверждаемым образовательной организацией. Программа
изучения профильных предметов должна гарантировать обучающимся профильный уровень
содержания, соответствующий федеральному государственному общеобразовательному
стандарту по данному предмету.
3.5. Преподавание других учебных предметов в профильном классе ведется по
программам, соответствующим базовому уровню содержания на третьей ступени общего
образования. Сокращение количества часов на их изучение, обозначенных в базисном учебном
плане, не допускается.
3.6. При профильном изучении учебного предмета в учебном плане школы могут быть
предусмотрены элективные курсы по выбору обучающихся за счет часов вариативной части
учебного плана.
3.7. Элективные учебные предметы и связанные с ними практики, проекты,
исследовательская деятельность являются обязательными для посещения всеми обучающимися
по их выбору. Знания обучающихся по элективным учебным предметам оцениваются на общих
основаниях. Набор и содержание элективных учебных предметов школа определяет
самостоятельно в соответствии с выбранными обучающимися профилями.
3.8. Для проведения занятий по профильным и элективным предметам класс при его
наполняемости не менее 25 обучающихся может делиться на две группы, при наличии
финансирования.
3.9. Образовательную деятельность в классах профильного обучения осуществляют
наиболее опытные и квалифицированные педагоги. При этом приоритетными направлениями в
деятельности учителей являются:
 наличие многоплановых целей обучения;
 активизация
самостоятельной
и
учебно-исследовательской
деятельности
обучающихся;
 развитие познавательных интересов, обучающихся;
 использование активных методов обучения.
3.10. Рабочие программы по учебным предметам составляются педагогами в
соответствии с примерными программами федерального базисного учебного плана,
согласовываются руководителями школьных методических объединений учителей и
утверждаются приказом директора школы.
3.11. В целях контроля качества профильного обучения и определения тенденций
развития класса промежуточная аттестация по профилирующим предметам проводится не
менее одного раза в учебном году, с обязательным срезом знаний в виде письменной работы
или устного экзамена (по решению Педагогического совета школы) в конце учебного года в 10
классе, осуществляется сравнительный анализ результатов обученности в начале и в конце
реализации учебной программы.
3.12. Образовательная деятельность в классах профильного обучения предусматривает
различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих
способностей, самостоятельной работы, навыков исследования, профессионального
самоопределения.
3.13. Государственная итоговая аттестация выпускников профильных классов
осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования в сроки, устанавливаемые
Министерством просвещения РФ.
3.14. Библиотека школы, помимо книг, предусмотренных для школьных библиотек,
комплектуется учебной, справочной и научно-популярной литературой по реализуемым
школой профилям обучения.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4000

4. Управление классами профильного обучения
4.1. Деятельность классов профильного обучения организуется в соответствии с Уставом
и правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
4.2. Общее руководство профильным обучением осуществляет заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, назначенный приказом директора школы.

7
4.3. Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся – классный руководитель
класса профильного обучения, назначаемый приказом по школе.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение о профильных классах является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в
действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 5.1 настоящего Положения.
5.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».