Русский язык
1-4 классы
Рабочая программа учебного
предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное
чтение») на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Федеральной образовательной программы начального общего
образования, Федеральной рабочей
программы по учебному
предмету «Русский язык»,
а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Изучение русского
языка направлено на достижение следующих целей:
●
приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур
на территории Российской Федерации, о языке как одной из
главных духовно нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
●
овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
●
овладение первоначальными научными
представлениями о системе
русского языка: фонетика,
графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого
этикета;
●
использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных)
и речевого этикета;
●
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Рабочая программа
разработана в соответствии с ООП НОО,
УП, УМК «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. (1класс),
УМК “Русский язык” Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. (2,
3, 4 классы).
Содержание обучения русскому языку в 1 классе
предусматривает изучение программного материала в рамках “Обучения грамоте” разделов “Развитие речи”, “Слово
и предложение”, “Фонетика”, “Графика”,”Письмо”, “Орфография и пунктуация”; в рамках “Систематического курса” - “Общие
сведения о языке”, “Фонетика”, “Графика”, “Орфоэпия”, “Лексика”, “Синтаксис”, “Орфография и пунктуация”,
“Развитие речи”.
Содержание обучения русскому
языку в 2, 3, 4 классах предусматривает изучение программного материала в
рамках разделов “Общие сведения
о русском языке”,
“Фонетика и графика”,
“Орфоэпия”, “Лексика”, “Состав
слова” (морфемика), “Морфология”, “Синтаксис”, “Орфография и пунктуация”, “Развитие речи”.
На изучение предмета “Русский
язык” на ступени
начального общего образования отводится 675 часов:
●
1 класс – 165 ч (5 часов
в неделю, 33 учебные недели):
из них 92 ч (23 учебные недели)
отводится урокам обучения
письму в период
обучения грамоте и 73 ч (10
учебных недель) – урокам русского
языка.
●
2 класс – 170 часов
(5 часов в неделю);
●
3 класс – 170 часов
(5 часов в неделю);
4 класс – 170 часов
(5 часов в неделю).
5-9 классы
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социальноэкономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка, составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
10-11 классы
Рабочая
программа учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень) предполагает
работу с учебником «Русский язык. 10-11 классы», (авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин
И.В., Мищерина М.А.)
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку,
полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский
язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в
их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала
крупными блоками, что поможет обучающимся глубже осмыслить взаимосвязь между
различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений,
характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д.
направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей,
на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой
компетентностей. В соответствии с современными требованиями коммуникативной
направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ
текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов
лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как
пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений,
сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации
познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы, изучение
которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала
первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает
расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление
знаний о языке.
Содержание
программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в старшей
школе направленно на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота, представление о
русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального
общения;
- развитие и совершенствование способности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и
навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному
выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке, языке
как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической
системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и
ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных
интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым
явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности,
соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и
речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в
собственной языковой практике, в том числе в профессионально ориентированной
сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования
языка в различных сферах и ситуациях общения.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с
учебным планом на изучение русского языка в 10-11 классах на базовом уровне
определено:
- 10 класс – 68 часов (2 учебных часа в неделю);
11 класса – 68 часов (2 учебных часа в неделю).