Обществознание
5-9 классы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в
современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового
возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей
друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти
взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в
современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников
социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социальноэкономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений
извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных
ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве
Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте,
становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного
на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню
знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные
отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными
политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между
людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на
четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
10-11 классы
Рабочая
программа учебного предмета «Обществознание» (базовый уровень) составлена на
основе федерального компонента государственного стандарта образования и
предполагает работу с учебниками Боголюбова Л. Н., Лабезникова А.Ю.
«Обществознание (базовый уровень), 10 класс», Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая,
А.И. Матвеев «Обществознание (базовый уровень), 11 класс».
В рабочей
программе определены следующие цели:
- развитие личности в период ранней юности, ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности,
гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных
видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего
изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы
среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически
осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
В рабочей
программе определены следующие задачи:
- реализовать деятельностный и личностно -
ориентированный подход в образовательном процессе;
- содействовать овладению учащимися знаниями и
умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного
развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными
в повседневной жизни;
- осваивать основные понятия учебного предмета
«Обществознание».
Место предмета в учебном плане
В соответствии с
учебным планом на изучение обществознания в 10-11 классах на базовом уровне
определено 136 часов:
- 10 класс – 68 часов (2 учебных часа в неделю);
- 11 класс – 68 часов (2 учебных часа в неделю).